Банда четырех: С возвращением героев нас
дождется Диснейленд
«Банда Четырёх» беспорно одно из самых ярких имен отечественного андеграунда. Возникла она на рубеже 9596 гг., после ликвидации «Резервации Здесь», гремевшей на московской панк-сцене начала 90-х гг. «Резервация» единственная из столичных панк-команд добилась в то время определенной популярности на концерты влёгкую собирались по 200300 человек (И это несмотря на отсутствие записей и абсолютную блокаду со стороны официальной музыкальной прессы).
Группу любили за все за великолепные песни, среди которых были подлинные лидеры («Эха звон», «Любовь это власть» и пр.), за отвязные концерты, за скандальные выходки, заслуживающие отдельного описания в приличном по толщине издании. Самый забавный эпизод произошел на фестивале «Рок против войны в Чечне». Лидер группы Сантим вспоминает : «Мы устроили милитаристский дебош, орали лозунги Кавказ параша, победа будет наша!, Даешь Империю! и прочее. что совершенно повергло организаторов в шок. Эти антифашисты бегали за нами, умоляя прекратить орать. Когда я вылез на сцену, начав свое выступление фразой нельзя перекричать войну и революцию!, эти пацифисты вообще о ли. Короче мы сильно испортили их дурацкий праздничек ». Кстати, это был последний концерт команды. Сантим решает распустить «Резервацию». «Я почувствовал, что мы делаем то, что от нас ждут Я не хочу заниматься самоповтором и превращаться в некий андерграундный попс», объясняет он своё решение.
Поздней осенью 95 года Сантим встречается с Константином Мишиным (гитаристом «Огня» и лидером «Ожога») и уже 31 января следующего года в R-клубе состоялся первый концерт «Банды Четырех», где прозвучали первые песни группы «Москве не хватает крови», «Завтра или раньше», «Да здравствует вождь» и др. Кроме Мишина в состав волшли А. Экзич бас (позже его сменил А. Аронов) и С. Амелько барабаны.
Претерпела некоторые изменения и музыка. Если раньше «Резервация» звучала как пьяный «Exploited» времен «Punks Not Dead» и «Troops of Tomorrow», то сейчас «Банда» играет менее злобную, но более жесткую и дисциплинированную музыку. (И даже планирует записать программу в стиле dark-wave). Но эмоциональный настрой и напряжение, достойные «Резервации», группа, безусловно, сохранила.
Мировоззрение Сантима тоже эволюционировало от анархо-троцкизма в сторону правого радикализма. Однако, их публика по-прежнему разношерстна от футбольных фанатов и бритоголовых до мрачных интеллектуалов и анархистов. На концерте «Банды» можно встретить лидера РНСП К. Касимовского и главного редактора интернетовского журнала «LENIN» М. Вербицкого, маститого критика С. Гурьева и старого хулигана Дымсона. Не изменился и бунтарский настрой песен. Добавились лишь новые темы да несколько иное понимание ситуации.
Место действия Москва. Город-призрак, погрузившийся во тьму, напоминающий Петербург Достоевского но все-таки последний рубеж («И город последний, наверное, это Москва»). Социально-экономическое и политические мотивы обретают метафизическое измерение. Темнота над Москвой сумерки Железного века, время власти тотального отчуждения. «Спектакль» лишил человека реальности и переживаемое ранее непосредственно отстраняется в представлении. Человек никакого участия в жизни не принимает, для него есть только созерцание:
Происшествий не происходит На привычно знакомом фоне, То же самое время года, В том же самом микрорайоне. Неизбежная пьянка в зарплату В ожидании звездного света, И мне жаль, что вместо гранаты, В кармане книга проклятых поэтов.
Сантим не проповедует бегство от системы. Скрыться некуда. Словно магический партизан, он призывает действовать в самом центре, не боясь подпасть под гипнотическое обаяние «спектакля». Любой несанкционированный трансгрессивный поступок, опрокидывающий здравый смысл, расшатывает Систему.
«Банда» приверженцы жесткого дуализма есть званые и избранные. Конечно, они не довольны валом эмигрантов отсюда их знаменитый хит «Оле-оле»(«А ну-ка давай-ка, у вай отсюда! Россия для русских, Москва для москвичей»). Но большим противником является обыватель, человек-функция, спящий у ТВ, вечный адепт Системы. Ибо эктремисты, радикалы, фанатики невозможны внутри лелеямого ими Диснейленда.
Удел избранных копить ярость отверженных и выплескивать её в Неизбежное Восстание против современного мира. «Ничего святого по дороге в рай» точно. Цель оправдывает средства. Абсолютный Рассвет рано или поздно сожжет эту цивилизацию. И из огня родится новый мир:
Ведь мгновения прожитой жизни, Веселей, чем сомнительный «рай», Ну-ка, солнце, ярче нам брызни, Золотыми лучами сжигай. Ломают границы вселенной Шаманы, вошедшие в транс, К черту все ваши знаменья, И на х.. весь ваш декаданс. Ведь тишину нагревают Ещё еле слышные марши, И мелодию их узнают Завтра или раньше